Классное руководство
Воспитательная система класса
Сущность и
структура воспитательной системы
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих
компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование
благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного
сообщества.(15)
Воспитательная система класса как сложное социально – педагогическое
явление состоит из большого количества компонентов. Наверное, таких
составляющих несколько десятков, а возможно и больше. Всё зависит от степени
детализации анализа, в процессе которого целое мысленно делится на части. Важно
определить, какие компоненты системного образования являются основными. Если
это установить, то станет очевидным перечень компонентов, на которых следует
сосредоточить внимание при моделировании и построении системы воспитания.
Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л.
Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании
пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее
важные (существенные) компоненты и связи».(13)
Внимательно изучив научно – методическую литературу, проведя
опытно-экспериментальную работу и применив теоретические методы исследования,
они сумели выявить компоненты воспитательной системы класса,
которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.
Их оказалось пять:
1.
Индивидно – групповой;
2.
Ценностно – ориентационный;
3.
Функционально – деятельностный;
4.
Пространственно – временный;
5.
Диагностико – результативный.
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Индивидно – групповой – представляет собой сообщество детей и
взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Он состоит из нескольких элементов:
ü
Классного руководителя;
ü
Учащихся класса;
ü
Родителей учащихся;
ü
Педагогов и других взрослых, принимающих участие
в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Индивидно – групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых,
именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая
субъективными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как
её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д.
Во – вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию
воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в
изменении индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих
его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в
содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию
коллектива в данном классе.
Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы
класса играет классный руководитель. Его ценностные ориентации, педагогические
воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее
существенных системообразующих факторов.
Важнейшей составляющей индивидно – группового компонента, да и классной
воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они
– полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного
сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно
сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и
отношений.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не
волновать родителей, администрацию школы, учителей – предметников и других
взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Следовательно, родители не
должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования
воспитательного процесса. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, -
не имеет право действовать в одиночку, на собственный риск и на свою
собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где
воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы,
единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть ни какого
воспитательного процесса».(20)
Ценностно – ориентационный – представляет собой совокупность
следующих элементов:
ü
Ключевая идея замысла системы;
ü
Цель и задачи воспитания;
ü
Перспективы жизнедеятельности классного
сообщества;
ü
Принципы построения воспитательной системы и
жизнедеятельности класса.
Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют
его ценностно – смысловым ядром системы или главным, детерминирующим и
интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. В
воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и
групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении
совместной деятельности и общения, другие – имеют второстепенное значение для
членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи – вообще
не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идёт о приоритете тех или иных
ценностей в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия
общности детей и взрослых. (28.)
Функционально – деятельностный – складывается из таких элементов
как:
ü
Системообразующий вид деятельности, формы и
методы организации совместной деятельности и общения;
ü
Основные функции воспитательной системы;
ü
Педагогическое обеспечение жизнедеятельности
классного сообщества и самоуправления в нём.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов
классного сообщества. Выбор ситемообразующего вида деятельности зависит, прежде
всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного
руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном
коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы.
По мнению Н.Л. Селивановой (24), класс по отношению к личности ребёнка может
выполнять следующие функции:
Образовательную - направленную на формирование у
детей целостной и научно обоснованной картины мира;
Воспитательную - содействующую нравственному
становлению личности школьника;
Защитную - связанную, прежде всего с
психологической защитой ребёнка от негативных влияния среды;
Компенсирующую – предполагающую создание
дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их
самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
Интегрирующую и корректирующую – заключающиеся в
том, что при соблюдении определённых условий класс может интегрировать и
корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так
и вне его.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от
педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде
всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
Пространственно – временной – состоит из таких элементов, как:
ü
Эмоционально – психологическая, духовно –
нравственная и предметно – материальная среда жизнедеятельности и развития
учащихся;
ü
Связи и отношения классного сообщества с другими
общностями детей и взрослых;
ü
Место и роль класса в воспитательном
пространстве образовательного учреждения;
ü
Этапы развития воспитательной системы.
Успешность развития воспитательной системы класса зависит от умения
классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в
соответствии с ним избрать адекватные цели и средства педагогической
деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии
воспитательной системы:
1-й этап – проектирование системы
(преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личных
характеристик членов классного сообщества);
2-й этап – становление системы (особое
внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формирование чувства
«мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию
традиций классного коллектива);
3-й этап – стабильное функционирование
системы (активное развитие самоуправленческого начала);
4-й этап – завершение функционирования или
коренное обновление системы (характерны две тенденции: первая – постараться
сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного
коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности
класса). (4.)
Диагностико – результативный – включает в себя следующие элементы:
ü
Критерии эффективности воспитательной системы;
ü
Методы и приёмы изучения результативности
воспитательной системы.
Следует заметить, что в педагогической науке проблема исследования
эффективности учебно – воспитательного процесса остаётся в значительной степени
неразрешённой. Нет у учёных и общепринятой точки зрения по поводу критериев и
методов изучения результативности воспитательной системы класса. На наш взгляд
(3), критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы
могут быть признаны следующие показатели:
Воспитанность учащихся;
Защищённость и комфортность ребёнка в классе;
Удовлетворённость учащихся и их родителей
жизнедеятельностью в классе;
Сформированность классного коллектива;
Репутация класса;
Проявление индивидуальности («лица») классной
общности.
В соответствии с данными критериями подбираются методы и приёмы изучения
результативности воспитательного процесса.
Таким образом, названные и охарактеризованные основные компоненты
воспитательной системы класса, наличие у классного наставника представлений о
сущности и строении воспитательной системы, позволяет ему более осознанно и
уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы
воспитания учащихся в классном коллективе.
|